Открытие персональной выставки произведений живописи и графики Светланы Кондратенко в Музее современного изобразительного искусства Украины одновременно стало и презентацией его нового зала. Экспозиция, развернутая до 18 февраля, впервые в столь полном объеме представляет все стороны творчества киевского автора

Светлана Кондратенко привлекла внимание посетителей не только застольями вождей.

Условно все работы можно разделить на три тематических раздела. Наиболее одиозен первый, где представлены картины раннего цикла из серии «История в застольях» («Алкоголь в истории человечества»). Далее следуют полотна, написанные в период 2009-2011 гг., большинство из которых посетителям выставки предстоит увидеть впервые. И, наконец, еще один интересный изобразительный пласт — это своеобразная лирическо-ироничная графика художницы, порой не лишенная тонкого сарказма с эротическим контекстом.

Склонность к резкой художественной пародии, выразившаяся у Кондратенко в гротескном цикле «История в застольях», послужила поводом для создания ей своеобразной популярности. Многие пришли на открытие выставки специально для того, чтобы полюбоваться «Охотой», где угодливый Михаил Горбачев угощает Брежнева, вальяжно попыхивающего сигарой в компании Андропова и Черненко марочным коньяком. На столе все простенько, но со вкусом: нарезанное сальцо, огурчики, пирожки — вполне демократические посиделки вождей.

А вот «Полусладкое (Тильзит)» — более глубокомысленный холст; здесь Наполеон и Александр I после подписания известного договора в предвкушении «распила» Европы. Но и тут царственные особы выпивают. Правда, на столике иная закуска: омары, устрицы, лимончики и виноград, а шампанское, как водится, погружено в серебряное ведерко со льдом.

Ну, а «Танцы», не выходя за пределы жанра, далеки от умиротворенности первых двух полотен. Опять же застолье, опять же пьют, но пиво с раками. Крупская до того разошлась, что метнула во вторую революционную половинку книгой (наверное, «Манифестом»). Ленин в испуге закрылся рукой, Маркс и Энгельс стоически спокойны, а Свердлов явно задумал какие-то козни. На вопрос «i», что же послужило источником вдохновения для таких странноватых холстов, вопреки высоколобой искусствоведческой трактовке о нешаблонной реанимации жанра «исторической картины», Светлана Кондратенко ответила настолько же прямолинейно, сколь и парадоксально: «Я изобразила на них пьянство». Вот так, и никаких вам политических параллелей или сатиры. Жаль, что художница не пошла дальше в своем развитии темы. Можно было бы, например, пофантазировать на тему «Горбачев вырубает крымскую лозу» или «Жерар Депардье — винодел»…

Тем не менее ясно, что Светлана Кондратенко явно пресытилась темой высмеивания политиков прошлого и настоящего и намерена приобрести новый имидж. Да вот и реальность показала, что продаются такие картины не очень хорошо. Соответственно, ее новая «сюрреальная ироническая живопись», как назвали произведения художницы кураторы музея, стала теперь совершенно иной — не такой прямолинейной и жесткой, а мягкой и где-то даже пушистой. Выступая на открытии экспозиции Кондратенко сравнила себя с кошкой, попавшей в глубокий колодец. Для того чтобы выбраться из западни, «бедному животному» не остается ничего иного, как разукрасить гладкие бетонные стены своей кистью, покрывая их изображениями. Верный ли это путь к спасению, непонятно. Известна другая восточная притча о лягушке, попавшей в емкость с молоком. Она все же выбралась, отчаянно взбалтывая жидкость и превращая ее в масло. Станут ли таким «маслом» новые картины Светланы Кондратенко, пока неясно.

Правда, по словам искусствоведа и куратора выставки Марьяны Мусий, «ее творчество визуально разнообразно и концептуально целостно и обнаруживает яркий экспериментальный потенциал художницы, реализованный в тонкой постмодернистской игре». Марьяна Мусий считает, что нынешняя выставка демонстрирует «неожиданно разносторонние проявления творческой индивидуальности». В частности, в картинах последних по времени циклов Кондратенко, окончательно порвав с застольями, погрузилась в ретроэстетику с мощной эротической доминантой, где отражены скрытые в подсознании желания и сокровенные фантазии.

________________________

Светлана Кондратенко родилась в 1962 г. в Харькове. Обучалась в Харьковском художественно-промышленном институте по специальности «Монументально-декоративное искусство». Стипендиат Союза художников СССР (1987-1989 гг.), член Союза художников Украины с 1989 г. Выставки ее работ проходили в Чехии, Германии, Швеции, России. Автор работ, наполненных символическим и философским смыслом.

Экономические известия, 24 января 2011


Notice: Undefined variable: name_tax in /home/museumua/modern-museum.org.ua/www/wp-content/themes/astra-child/single.php on line 160