Киевский Музей современного изобразительного искусства Украины провел первую выездную выставку работ из своей обширной коллекции. В рамках проекта ArtVoyage в Национальном музее Грузии в Тбилиси были показаны более сотни полотен, графических листов и скульптур украинских художников. Рассказывает МАРИЯ ХАЛИЗЕВА.
За прошедшие пять лет пламенной дружбы между Украиной и Грузией громкий культурный визит почему-то был только один – весной 2006-го в Национальном художественном музее показали три десятка картин Нико Пиросмани. Украина же, которой после этого следовало сделать алаверды, скромно отмолчалась, и молчание это как-то неприлично затянулось. Исправить ситуацию решил владелец Музея современного изобразительного искусства Украины (МСИИ) Сергей Цюпко: идея гастролей части его собрания в Грузии родилась у него и главы набсовета Банка Грузии Николаза Енукидзе на заседании Киевского сигарного клуба. В результате в тбилисский Национальный музей Грузии на месяц прибыли более сотни работ, в совокупности представляющих такой себе частный взгляд на украинское искусство последних пятидесяти лет и крупнейший культурный проект в истории украинско-грузинских отношений одновременно.
Вообще, коллекция МСИИ отлично приспособлена для выставок-ликбезов – здесь нет хитов, но есть добротный иллюстративный материал по теме (проект ArtVoyage намерены продолжить выставкой в Литве). Как и основная экспозиция музея, гастрольный проект составлен по принципу арт-карты Украины – на выставке представлены работы авторов всех основных региональных художественных школ с небольшим перевесом в сторону Киева и Крыма (в соответствии с личными предпочтениями собирателя, конечно). При этом подобраны они так, чтобы зарифмовываться если не в поэму, то хотя бы в двустишие.
Красный свитер героя “Портрета художника Прокопюка” Анны Файнерман перекликается с “Натюрмортом с красной шляпой” Александра Хмельницкого. Зефирно-розовая “Весна” Бориса Рапопорта составляет пару лирическому пейзажу с колодцем Николая Бортникова. Слепяще-солнечный “Жаркий полдень” Федора Захарова вторит бахчисарайскому закоулку кисти другого певца крымской природы – Петра Столяренко. Классики Николай Глущенко и Антон Кашшай сошлись на зиме – киевской и галицийской соответственно. Топовые имена чаще представлены поздними работами, в которых почерк художника прочитывается без труда, как, например, в случае с деревенским видом Андрея Коцки, характерным портретом гуцула с люлькой Адальберта Эрдели, динамичным “Танцем” Александра Сухолита, мягким солнечным пейзажем Татьяны Яблонской или суховатым – Евгения Волобуева.
Современность, к которой апеллирует название музея, авторы выездной экспозиции аккуратно обошли вниманием – на выставку попало всего несколько работ родом из 2000-х. В частности, в их числе оказались тревожный городской пейзаж “Угловое окно” молодой киевлянки Зои Орловой, замечательный “Натюрморт в кривой вазе” Валентина Реунова, милые “Дети, убегающие от грозы” маститого по всем статьям Александра Ройтбурда и жанровая сценка “Идиоты” с участием все того же Ройтбурда кисти ученика Татьяны Яблонской Сергея Базилева. Впрочем, по части отношений с современностью позиции МСИИ и Грузии, кажется, совпадают полностью: на вопрос о галереях современного искусства сотрудники центрального туристического офиса Тбилиси посоветовали корреспонденту Ъ сходить в Национальный и Этнографический музеи. Действительно, сколько ее, той современности, в масштабах вечности.
В ответ на грузинское гостеприимство киевскому МСИИ придется ответить украинским: осенью в музее на Глыбочицкой выставят грузинское искусство XX века (в том числе – работы Нико Пиросмани) из коллекции Национального музея Грузии.
Коммерсантъ,№77, 12.05.2010
Notice: Undefined variable: name_tax in /home/museumua/modern-museum.org.ua/www/wp-content/themes/astra-child/single.php on line 160