ГОЛОВНА Про музей Колекція Виставки МУЗЕЙ TV МУЗЕЙ ДІТЯМ Вiдвiдувачам Новини Видання Нашi проекти Контакти


Истории пьющих вождей / Статья в "Экономических известиях" Сергея Минакова


Открытие персональной выставки произведений живописи и графики Светланы Кондратенко в Музее современного изобразительного искусства Украины одновременно стало и презентацией его нового зала. Экспозиция, развернутая до 18 февраля, впервые в столь полном объеме представляет все стороны творчества киевского автора

0c00986b0961141ff38a5f9c029c6089_width_300.jpg

 

Светлана Кондратенко привлекла внимание посетителей не только застольями вождей.

Условно все работы можно разделить на три тематических раздела. Наиболее одиозен первый, где представлены картины раннего цикла из серии «История в застольях» («Алкоголь в истории человечества»). Далее следуют полотна, написанные в период 2009-2011 гг., большинство из которых посетителям выставки предстоит увидеть впервые. И, наконец, еще один интересный изобразительный пласт — это своеобразная лирическо-ироничная графика художницы, порой не лишенная тонкого сарказма с эротическим контекстом.

 

Склонность к резкой художественной пародии, выразившаяся у Кондратенко в гротескном цикле «История в застольях», послужила поводом для создания ей своеобразной популярности. Многие пришли на открытие выставки специально для того, чтобы полюбоваться «Охотой», где угодливый Михаил Горбачев угощает Брежнева, вальяжно попыхивающего сигарой в компании Андропова и Черненко марочным коньяком. На столе все простенько, но со вкусом: нарезанное сальцо, огурчики, пирожки — вполне демократические посиделки вождей.

А вот «Полусладкое (Тильзит)» — более глубокомысленный холст; здесь Наполеон и Александр I после подписания известного договора в предвкушении «распила» Европы. Но и тут царственные особы выпивают. Правда, на столике иная закуска: омары, устрицы, лимончики и виноград, а шампанское, как водится, погружено в серебряное ведерко со льдом.

Ну, а «Танцы», не выходя за пределы жанра, далеки от умиротворенности первых двух полотен. Опять же застолье, опять же пьют, но пиво с раками. Крупская до того разошлась, что метнула во вторую революционную половинку книгой (наверное, «Манифестом»). Ленин в испуге закрылся рукой, Маркс и Энгельс стоически спокойны, а Свердлов явно задумал какие-то козни. На вопрос «i», что же послужило источником вдохновения для таких странноватых холстов, вопреки высоколобой искусствоведческой трактовке о нешаблонной реанимации жанра «исторической картины», Светлана Кондратенко ответила настолько же прямолинейно, сколь и парадоксально: «Я изобразила на них пьянство». Вот так, и никаких вам политических параллелей или сатиры. Жаль, что художница не пошла дальше в своем развитии темы. Можно было бы, например, пофантазировать на тему «Горбачев вырубает крымскую лозу» или «Жерар Депардье — винодел»…

 

Тем не менее ясно, что Светлана Кондратенко явно пресытилась темой высмеивания политиков прошлого и настоящего и намерена приобрести новый имидж. Да вот и реальность показала, что продаются такие картины не очень хорошо. Соответственно, ее новая «сюрреальная ироническая живопись», как назвали произведения художницы кураторы музея, стала теперь совершенно иной — не такой прямолинейной и жесткой, а мягкой и где-то даже пушистой. Выступая на открытии экспозиции Кондратенко сравнила себя с кошкой, попавшей в глубокий колодец. Для того чтобы выбраться из западни, «бедному животному» не остается ничего иного, как разукрасить гладкие бетонные стены своей кистью, покрывая их изображениями. Верный ли это путь к спасению, непонятно. Известна другая восточная притча о лягушке, попавшей в емкость с молоком. Она все же выбралась, отчаянно взбалтывая жидкость и превращая ее в масло. Станут ли таким «маслом» новые картины Светланы Кондратенко, пока неясно.

 

Правда, по словам искусствоведа и куратора выставки Марьяны Мусий, «ее творчество визуально разнообразно и концептуально целостно и обнаруживает яркий экспериментальный потенциал художницы, реализованный в тонкой постмодернистской игре». Марьяна Мусий считает, что нынешняя выставка демонстрирует «неожиданно разносторонние проявления творческой индивидуальности». В частности, в картинах последних по времени циклов Кондратенко, окончательно порвав с застольями, погрузилась в ретроэстетику с мощной эротической доминантой, где отражены скрытые в подсознании желания и сокровенные фантазии.

__

 

______________________

Светлана Кондратенко родилась в 1962 г. в Харькове. Обучалась в Харьковском художественно-промышленном институте по специальности «Монументально-декоративное искусство». Стипендиат Союза художников СССР (1987-1989 гг.), член Союза художников Украины с 1989 г. Выставки ее работ проходили в Чехии, Германии, Швеции, России. Автор работ, наполненных символическим и философским смыслом.

 

Экономические известия, 24 января 2011