ГЛАВНАЯ О музее Коллекция Выставки МУЗЕЙ TV МУЗЕЙ ДЕТЯМ Посетителям Новости Издания Наши проекты Контакты


Саша Прахова - последняя из великой династии / Статья Елены Настюк в "Киевском Телеграфе"


 

Ушла из жизни Александра Прахова. Все друзья и знакомые называли ее простоСаша. Наследница известной фамилии, представитель династии Праховых в четвертом поколении. Ее прадед Адриан Викторович руководил возведением Владимирского собора, в котором и совершили обряд отпевания 23 мая. Саша ушла из жизни неожиданно: в канун своего дня рождения 13 мая она впала в кому. Как ни старались представители арт-сообщества, просто друзья постараться ей помочьно все усилия оказались тщетными

 

Художница ушла, оставив свои жизнерадостные картины, учеников, с которыми она так любила рисовать, лепить, отдавая весь свой творческий энтузиазм. Саша Прахова была примером верного служения художественным идеалам, заложенных ее предкамив высшей степени интеллигентными людьми, немало сделавшими для нашего города, благодаря которым Киев занял свое место на культурной карте Европы.

 


В память об этом светлом человеке хочется вспомнить свое последнее интервью с художницей, записанное пару лет назад


Дед СашиНиколай Адрианович после революции возглавлял Всеукраинский Совет искусств, входил в редколлегию отдела искусств Госиздата. В своей автобиографии о послереволюционных годах он написал: «В настоящее время по заданию Горкома художников консультирую по орнаменту в кружке вышивальщиц в клубе НКВД». Жена НиколаяАнна Августовна Крюгер-Прахова, воспитанница Петербургской Академии художеств, мать шестерых детей, продолжила художественные традиции семьи: в 1913 году вместе с Александром Мурашко открыла в Киеве свою собственную студию на улице Институтской, где они давали не только уроки живописи, но и преподавали историю искусств и философию


В следующем поколении Праховых-киевлян художников не было. Один из сыновей Николая и Анны стал авиатором, другойзвукооператором, третий (отец Саши, Николай Николаевич) – ботаником. Александра Прахова начинала карьеру художника с иллюстрации детских книжек, но потом увлеклась каллиграфией и первой в Украине возвела ее в ранг живописи. Известна как живописец и график. Александра несколько лет курировала галерею «Университет», где провела 70 выставок


Наверняка в Киеве есть исторические места, которые для вас много значат. Когда проходите мимо Владимирского соборасердце не щемит?


Нет. Я его воспринимаю как часть жизни моей семьи. Когда мне начинают говорить, что эта церковь не такая, она раскольничья, что там место нехорошееНо ведь это известный факт, что церкви-то и старались всегда строить на таких местах. Я туда очень люблю ходить с детства. Моя няня рассказывала, что после того, как меня туда повели первый раз, я всем рассказывала, что была во дворце и видела царя. Таким мне показался батюшка. Правда, меня потом в пионеры не хотели принимать, когда узнали, что мои предки руководили строительством собора


Ваши предки, насколько я понимаю, были дворянами. Как это отразилось на судьбе вашей семьи?


О нашем дворянстве никто никогда не говорил. И историю семьи я узнала, уже будучи взрослой. В семье всегда много работали, все были очень образованными, и денег на образование никогда не жалели. Был просто культ знаний. Например, мой отецНиколай Николаевич Прахов любил изучать языки. Родился он на Капри, и в доме говорили по-русски, по-немецки, знали французский, итальянский. Затем он просто для себя учил польский, чешскийдля него это была своеобразная тренировка ума, дисциплины. Хотя, закончил ленинградский институт лесного хозяйства и посвятил свою жизнь ботанике. Диссертацию он писал о природе Якутии, где работал несколько лет и даже знал якутский язык


Значит, в паспорте вашего отца в графе «Место рождения» указан Капри? Это ему помогло в жизни или наоборот? Как-никак Владимир Ильич и Максим Горький там живали?


Увы, этот факт не спасал. Наоборот, поскольку тогда была борьба с космополитизмом, каждую партийную чистку его спрашивали: как так могло произойти? И он совершенно серьезно отвечал, что его мама на девятом месяце беременности жила там, и никакого криминала в этом нет. С революционной братией они не сталкивались, поскольку Горький для них был «парвеню» (выскочка), а Ленин бабушке просто не нравился. На улице они, безусловно, встречались, но у революционеров и художников, как сейчас говорят, «у каждого своя тусовка».


Образу Эмилии Праховой у вас был посвящен цикл, состоящий из серии графических листов со знакомым всем ликом Богоматери, который рисовал с нее Врубель. Чем вас так вдохновил образ вашей прабабушки?


Будучи уже достаточно взрослой, я осознала, что ее портретэто лицо столетия. Сейчас модно составлять рейтинги: лицо года, месяца на обложке журналаЕе лик на все времена можно поставить в одном ряду с образами выдающихся женщин. Она определила ХХ век. Честно говоря, как-то в Московском универмаге я пережила своеобразный стресс: в витрине лежала репродукция Богоматери из Кирилловской церкви, а по ней были красиво разложены китайские карандаши для выведения тараканов. Эту композицию я хотела сохранить как объект, умоляла, чтобы мне все это продали вместе, но администрация отказала. Хорошо известно, что прабабушка была неординарной личностью, из древнего русского рода Милютиных, правда, незаконнорожденной, очень хорошо образована, знала языки, была незаурядной музыкантшей. Она даже концертировала с Листом в Киеве, рассказывали о знакомстве с Рубинштейном. С тех времен сохранился (у родственников) очень хороший рояль, кошмар детства всех Праховых. Потому что мы все любили под